Бездушная пропаганда и пошлость: о нынешнем российском кинематографе, есть ли будущее или кризис неизбежен?
Здравствуйте! Что сейчас происходит с нашим кино? Куда оно движется? Есть ли у него светлое будущее или назревает серьёзный кризис? Хочется вместе с вами поговорить о нашем кинематографе, постараться разобраться что с ним сейчас происходит и обменяться мнениями. Я очень люблю наше кино, верю в него и желаю ему только лучшего. Но как же часто в комментариях я читаю сплошной негатив о нашем кинопроме, и хочется понять откуда он берётся.
Дорогие читатели, российское кино всегда балансировало между искусством и идеологией, коммерцией и авторским взглядом. Сегодня, на фоне масштабных изменений в стране и в мире, индустрия переживает трансформацию, которую сложно назвать однозначно позитивной, но и негативной, пожалуй, тоже не назвать. Эксперты путаются в оценках происходящего. Отечественный кинематограф точно изменился, но в каком направлении — к возрождению или деградации? Давайте разберёмся.
Какие тренды сейчас задают тон?
После 2022 года российская киноиндустрия оказалась почти в условиях самоизоляции. Голливудские премьеры в кинотеатрах ушли, западные партнёры отказались от сотрудничества, а многие режиссёры и актёры покинули страну. И сформировались несколько явных направлений, которые сегодня определяют облик российского кино:
Военные фильмы и патриотические драмы
Конфликт с соседней страной привел к резкому увеличению количества фильмов о войне. Причём речь не только о событиях XX века, но и о современных конфликтах.
"Первый Оскар", "Суворов", "Праведник", "Свидетель" и множество будущих проектов демонстрируют чёткий тренд на героизацию истории и патриотическую повестку.
Минкульт активно финансирует такие фильмы, а в прокате они получают преимущество.
Если раньше российское кино пыталось балансировать между коммерческим успехом и государственной поддержкой, то теперь этот баланс сместился в сторону идеологического заказа.
Многие режиссёры, ранее считавшиеся независимыми, внезапно адаптировались к новой реальности, снимая фильмы с чётко обозначенными «правильными» идеями.
Критики отмечают, что вместо живого кино с глубокими сюжетами мы теперь часто получаем лубочные истории с очевидными моральными уроками. И из-за того, что финансируются патриотические проекты приоритетно, многие творцы, дабы получить бюджет, нарочно подстраивают сценарии под повестку или добавляют правильные идеи даже туда, где им совсем не место.
А вот жанр семейной комедии по-прежнему остаётся самым кассовым. Люди идут в кинотеатр за лёгкими эмоциями. Но я считаю, что качество большинства таких фильмов остаётся спорным: продолжаются эксперименты с глупыми, низкопробными сюжетами и всё больше идёт уклон в пошлость.
Из-за ухода западного кино в отечественных кинотеатрах нет альтернативы, поэтому даже откровенно слабые фильмы собирают какую-никакую кассу.
Авторское кино и фестивальные проекты
Остаются режиссёры, которые продолжают снимать глубокое, философское кино. Но попасть в прокат таким фильмам становится всё сложнее, а независимые режиссёры рискуют оказаться в изоляции. Например, «Аита» или «Капитан Волконогов бежал», как и многие другие картины не получили прокатного удостоверения, но являются на мой взгляд шикарными работами, истинным искусством.
Кто сегодня на коне, а кто выпал из обоймы?
Я считаю, что именно эти режиссёры сейчас во главе нашего кино и в фаворе
Клим Шипенко — после успеха "Холопа" и "Вызова" его позиция в индустрии только укрепилась. Он умеет снимать кассовое кино, понятное широкой аудитории.
Дмитрий Дьяченко — его "Последний богатырь" и другие семейные проекты стабильно собирают хорошую кассу.
Алексей Сидоров — режиссёр "Т-34" и "Нюрнберга" уверенно движется в сторону исторического и военного кино.
Антон Мегердичев — автор "Движения вверх" продолжает работать в жанре спортивных драм и эпоса.
А эти режиссёры когда-то были визитной карточкой России на всевозможных международных фестивалях, их фильмы выходили и в наш широкий прокат, а сейчас в российском кино их фактически нет
Андрей Звягинцев — один из самых известных российских режиссёров за границей, но в нынешних реалиях его проекты маловероятны.
Кирилл Серебренников — работает за границей, в России его фильмы фактически под запретом. Ещё сюда бы я отнёс Сокурова, Балагова, Молочникова и многих других.
Как CBO изменила индустрию?
Спецоперация стала водоразделом, который определил, кто остаётся в профессии, а кто больше не может работать. Многие актёры и режиссёры уехали, что повлияло на кадровый состав индустрии. Патриотические фильмы с военной тематикой стали приоритетными, но пока зритель не особо активно идёт на такие проекты, что хорошо видно по сборам.
Развлекательное кино стало безопасной гаванью, где можно не бояться острых тем. Западные студии больше не сотрудничают с российскими режиссёрами, оставшимися в стране, поэтому международные перспективы отечественного кино, как мне казалось, практически исчезли. Но номинация Юры Борисова на Оскар внушает оптимизм, да и после разговора по телефону президентов России и США многие эксперты говорят, что в скором времени голливудские студии вернутся к нам. Я тоже уверен, что рано или поздно вернутся, но не думаю, что прям скоро.
Прогноз на будущее
Будет ещё больше патриотического кино — это очевидно. Государство продолжит активно финансировать проекты с нужной идеологией.
Упадёт общий уровень качества — отсутствие конкуренции с Голливудом расслабляет индустрию, зрителю просто нечего сравнивать.
Независимое кино уйдёт в подполье — фестивальные проекты, артхаус и глубокие социальные драмы будут существовать, но без широкого проката. Думаю, что стриминговые сервисы станут главной площадкой для авторского контента. И вообще, на них делаю большую ставку, так как всё больше качественных проектов выходит именно там.
Моё мнение
Российский кинематограф находится в сложной точке. С одной стороны, у него есть возможность переформатироваться и найти свой путь, а с другой — он рискует превратиться в инструмент пропаганды, утратив свою художественную ценность. Сегодня нам остро не хватает фильмов, которые бы говорили с людьми на понятном языке, без навязанных идеологий. Люди хотят видеть в кино не только историю и слишком уж показной патриотизм (он тоже нужен, но в разумных пределах), но и свою собственную жизнь, свои проблемы и эмоции.
Сейчас российское кино словно на перепутье: либо оно станет качественным национальным продуктом, либо окончательно превратится в конвейер лозунгов. Как будет на самом деле — покажет время.
А что думаете вы? Куда движется российский кинематограф? Ждёте ли вы какие-то фильмы? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» — они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин
До встречи!
Комментарии
Отправить комментарий